В рамках исследования 2013 г не проводился опрос представителей экскурсионных мест во вопросам, касающимся направлений будущего развития мобильных экскурсионных проектов.

11.1. Изменение представлений экскурсионных мест о направлениях будущего развития мобильных проектов, 2010-2012

Приведены результаты опросов респондентов - представителей экскурсионных мест с опытом реализации проектов.

Все годы проведения исследования респонденты в качестве одного из основных направлений развития отмечали увеличение возможностей и объемов собственного производства контента для мобильных экскурсионных проектов.

В период 2010-2012 гг. отмечен рост популярности представлений о следующих направлениях развития:
• «Создание сайтов, которые оптимизированы для мобильного доступа»;
• «Создание приложений для смартфонов»;
• «Проекты, основанные на музейных / экспозиционных Wi-Fi сетях»;
• «Использование технологий дополненной реальности».

Также наблюдается рост популярности представлений о том, что будущее - за мобильными проектами с доступом посетителей к содержанию экскурсий, главным образом через их собственные мобильные устройства. Следствием этого стало распространенное мнение о том, что в будущем экскурсионные места уже не будут сдавать посетителям в аренду / временное пользование аудиогиды и иные мобильные устройства. Но все же значительная часть экскурсионных мест сейчас даже и не планирует в числе реальных действий полный отказ от предоставления своего экскурсионного оборудования посетителям.

В то же время, наблюдается тенденция незначительного снижения популярности следующих направлений будущего развития:
• «Через проекты посетители получат впечатления до, в ходе и после посещения»;
• «Мобильные проекты, связанные с социальными сетями».

На диаграмме вы видите, в т.ч., позиции, которые включены в опросные анкеты исследования только одного года. Так, например, только в исследование 2010 г. были включены вопросы о развитии характеристик мобильных экскурсионных устройств, предназначенных для предоставления в аренду / временное пользование: 
• «Увеличение возможностей устройств по воспроизведению мультимедиа» (т.е. мультимедийных аудиогидов);
• «Мобильные путеводители позволяют фиксировать отзывы и оценки посетителей».

В 2011 году в опросную анкету исследования были включены вопросы о проявившихся тогда новых направлениях развития мобильных проектов, которые имеют перспективы будущего развития, а именно:
• «Разработка стратегии развития мобильных проектов»;
• «Создание свободной Wi-Fi сети вне экспозиции».

Отметим, что, несмотря на свою новизну, эти направления в ответах респондентов выделяются в числе наиболее популярных.

Изменение представлений о направлениях будущего развития проектов (для учреждений реализующих проекты), 2010-2012


11.2. Сравнение представлений о будущем развитии мобильных экскурсионных проектов у респондентов из мест с реализованными проектами и с планами запуска первых проектов, 2012

В это сравнение включены суммарные данные ответов респондентов «Уже осуществляется» и «Определенно будет».

Респонденты из мест, где планировался запуск первых проектов, чаще своих более опытных коллег называли следующие направления / технологии будущего развития: 
• «Создание сайтов, оптимизированных для мобильного доступа»;
• «Использование технологий на основе местоположения».

Эта категория респондентов в наибольшей мере ориентируется на использование посетителями своих собственных мобильных устройств получения содержания экскурсий.

11.3. Сравнение представлений о будущем развитии мобильных экскурсионных проектов у респондентов категорий «Реализовано» и «Планируется», 2012


11.3. Планы создания в ближайшие два года мобильных экскурсионных проектов в местах с реализованными проектами и с планами запуска первых проектов, 2012

Видение будущего экскурсионных мест с реализованными проектами, 2012

11.2. Планы создания в ближайшие два года мобильных экскурсионных проектов в местах с реализованными проектами, 2012

В ближайшие два года в большем числе экскурсионных мест с действующими проектами, вероятно, будут развиваться следующие направления / технологии:
• «Разработка стратегии развития мобильных проектов»; 
• «Увеличение объемов самостоятельного производства контента»;
• «Создание сайтов, оптимизированных для мобильного доступа»; 
• «Создание приложений для смартфонов»;
• «Мобильные проекты, связанные с социальными сетями»;
• «Создание свободной Wi-Fi сети, в т.ч. вне экспозиций».


Планы экскурсионных мест, запускающих свои первые проекты, 2012

11.2. Планы создания в ближайшие два года мобильных экскурсионных проектов в местах, планирующих запуск своих первых проектов, 2012

Представление о развитии проектов у респондентов этой категории в основном совпадает с видением будущего развития проектов в местах с уже реализованными проектами.


11.4. Видение будущего развития мобильных проектов у специалистов из музеев и иных экскурсионных мест разного профиля, 2011

Представлены данные по тем музеям и иным экскурсионным местам, в которых уже имеются мобильные проекты, а также по экскурсионным организациям с планами на ближайший запуск их первых проектов.

• Художественные музеи и галереи, вероятно, будут более активно создавать сайты с мобильным доступом к содержанию экскурсий. 
• Музеи науки и технологий настроены более активно, чем экскурсионные места иного профиля, развивать проекты по всем направлениям / технологиям. Исключение составят лишь сайты с мобильным доступом.


11.4. Видение будущего развития мобильных проектов музеев иных экскурсионных мест разного профиля, 2011


11.5. Сравнение планов на развитие мобильных проектов в экскурсионных местах с разным числом посетителей, 2012

В сравнение включены суммарные данные ответов респондентов из мест с реализованными мобильными проектами и из мест с планами запуска своих первых проектов по позициям «Уже осуществляется» и «Определенно будет» в ближайшие два года.

Экскурсионные места с ежегодным посещением св. 250 тыс. чел чаще, чем места с меньшим числом посетителей, планируют:  
• развитие проектов на основе собственных приложений для смартфонов; 
• развертывание в рамках проектов Wi-Fi сетей как непосредственно на экспозициях, так и Wi-Fi сетей со свободным доступом за пределами своих территорий.

Экскурсионные места с числом посетителей от 500001 до 250000 чел/год активнее занимаются созданием:
• сайтов с мобильным доступом к ним;
• проектов со ссылками на страницы социальных сетей;
• развитием собственного производства экскурсионного контента.

Можно прогнозировать высокую активность будущего развития мобильных технологий также и в местах с относительно небольшим числом ежегодных посетителей. Однако представители этих экскурсионных мест реже заявляют о проектах с Wi-Fi сетями, а так же о проектах за пределами экспозиций.


11.5. Сравнение планов на развитие мобильных проектов в экскурсионных местах с разным числом посетителей, 2012


11.6. Сравнение представлений о будущем развитии мобильных проектов у экскурсионных мест с проектами и у поставщиков-разработчиков, 2011

Видение будущего развития поставщиками / разработчиками экскурсионного оборудования и технологий не совпадает с запросами и представлениями экскурсионных мест. Например, поставщики / разработчики значительно в большей мере делают акцент на мобильных приложениях и особенно - в использовании технологий определения местоположения.

В свою очередь, экскурсионные места в большей мере, в сравнении с предложением, ожидают проектов со ссылками на страницы социальных сетей, а также в использовании широкого комплекса личных мобильных устройств посетителей (смартфоны +).

.


11.6. Сравнение представлений о будущем развитии мобильных проектов у экскурсионных мест с проектами и у поставщиков-разработчиков, 2011
Обратный звонок

Раз в две недели мы отправляем дайджест с информацией о ценах, акциях, новинках и с популярными статьями.